В 2011 году Дина Сафина окончила Институт физики КФУ по специальности «Астрономия», но потом кардинально сменила род деятельности, став драматургом. Сегодня Дина автор пьесы «5 mm/h», вошедшей в шорт-листы всероссийских и международных конкурсов «PRO/движение», «Ремарка» и «Badenweiler», режиссер анимационной студии «Propellers». Мы поговорили с Диной и узнали, сложно ли учиться на астрофизика и как начать писать пьесы.
— Дина, расскажи, почему ты выбрала астрофизику?
— Когда училась в школе, я хотела поступать на мехмат. До 11-го класса точно так думала. А в 11-м классе поступила на малый мехмат Казанского университета, куда я приходила после школы заниматься, и присмотрелась к студенческой жизни на ВМК, мехмате и физфаке. Тогда решила, что на мехмате мне будет не так комфортно, как на физфаке. На самом деле, у меня родители физики, старшая сестра училась на радиофизика. Обучение у сестры было сложным – она с большим усердием учила предметы, спала с учебниками. У родителей сложилось мнение, что на физике крайне сложно и решили, что я буду поступать на астрономию. Забавно, что многие думают про астрофизику, что это звезды, космос, романтика, а это оказывается голая физика и математика. У нас с первого курса начались предметы по специальности. Но, я не жалею, что училась на физфаке, было хорошо.
— Сложно ли было учиться?
— Из-за того, что в школе у нас вообще не преподавали астрономию, то я не особо понимала, чего ожидать от этого. На первой паре мы проходили какие-то вводные понятия, а когда со второй начались голые формулы и цифры, стало понятно. Да и потом ты узнаешь¸ что многие физические дисциплины родом из астрономии, потому что нужно объяснять многие моменты из космоса, то есть астрономия - это та же физика, только в космосе.
Предметы, которые мне нравились, не доставляли какого-то дискомфорта. Я тратила на них столько времени, сколько считала нужным. Когда на зимних каникулах писала курсовую на третьем курсе, то вообще не спала, делала перерыв на сон с 5 до 10 утра, а потом сидела целый день и обрабатывала спектры. Но мне и в голову не приходило, что я занимаюсь не своим делом. Я себя не заставляла, если предмет не нравился, то я просто слушала его. Могла перед самим экзаменом подготовиться и все получалось.
— У тебя остались яркие воспоминания от студенчества?
— Да, после первого курса у нас была практика, и многие уехали в Крымскую обсерваторию, а я и еще трое парней уехали в специальную астрофизическую обсерваторию на Северном Кавказе. Там стоит самый большой российский телескоп, современные лаборатории, еще там классная природа. Тогда я этим всем загорелась и захотела заниматься наукой. В общем, ездила я туда после первого, третьего курса, а на пятом курсе, пока писала диплом, я там жила. Когда на первом курсе попала на практику, то у меня случилась любовь с первого взгляда - лаборатории, горы, люди. Там были студенты из Питера, Москвы, Екатеринбурга - у всех были разные интересы и взгляды, но при этом, ощущалась атмосфера единения. Мне там очень нравилось.
— Твои творческие способности проявились еще в студенческие годы?
— Не могу сказать, что в универе я занималась чем-то творческим. В школе у меня всегда были лучшие сочинения в классе, а в 11-м мое сочинение признали одним из лучших в Приволжском регионе. В университете я сдружилась с ребятами, с которыми ходила в походы. Еще в школе я занималась легкой атлетикой, поэтому к туризму меня начало тянуть. После университета даже серьезно занялась спортивным туризмом, пока не получила травму и не пришлось уйти.
— После обучения ты поступила в аспирантуру?
— Да, первые два года я было соискателем, потому что с Кавказом не вышло, так как мне сразу сказали, что не возьмут меня. Исторически сложилось так, что девушек там очень мало, а парней много. В Казани я хотела поступить к моему научному руководителю, с которым взаимодействовала на 3-4 курсе, но ушла от него из-за диплома на Кавказе. Он занимался двойными системами, которые меня интересовали. По итогу через два года я все же поступила, но проучившись год, ушла. У меня начались серьезные травмы, к тому же я уже работала инженером-проектировщиком, где получала хорошие деньги. И немного начала разочаровываться в науке.
«Понимаешь, что ты не бездарь, а что-то нормальное написал»
— Из аспирантуры уходила в творчество?
— Нет. Еще шесть лет я отработала инженером-проектировщиком интегральных систем безопасности. Эта работа была для меня интересной, но когда я поняла, что начинаю немножко деградировать - по утрам не хочется вставать и ехать на работу, все обыденное, нового ничего не узнаю, - тогда я начала заниматься театральной деятельностью. Затем пошли первые успехи пьес на конкурсах, тогда и решила уйти полностью в творчество.
— А как ты начала писать пьесы?
— Писать мне нравилось всегда. Даже в начальных классах я писала маленькие рассказы. Не знаю, что на меня повлияло, из-за чего я бросила это занятие. Изначально я пришла на курсы актерского мастерства, где изучала актерское дело и режиссуру, что-то пописывала в стол и никому это не показывала, думала, кому это надо. А потом друг мне сказал, попробуй отправить на конкурс, вдруг получится. И получилось.
— Чем сейчас занимаешься?
— Современной драматургией, которая отвечает на новые вопросы человечества. А сейчас у нас технический прогресс, профили в соцсетях, где все мы жаждем внимания. У нас плоскость конфликтов стала не вертикальной, а горизонтальной. В связи с этим драматургия меняется - в текстах стало много рефлексии. Структура уходит на задний план, люди больше акцентируются на ощущениях, на моментах повседневности. Акцент на читателя и зрителя это самое главное. Драматург Слава Дурненков, у которого я училась, говорит, что три значимые вехи успеха текста: конфликт, авторский слог и личная боль автора.
«Мне не очень нравится словосочетание «творческая личность». Кажется, что оно немножко снобистское, потому что каждый человек на что-то да способен»
— Сколько пьес ты написала?
— Я их не считала. Есть те, которые пишу просто для себя и те, которые пишу на конкурсы. Этот год у меня богат на конкурсы. Началось все осенью с Pro/Движения, после него Олег Семенович Лоевский (ред. — российский сценарист) и посоветовал Инне Ярковой (ред. — руководитель творческой лаборатории «Угол») взять пьесу «5mm/h» в репертуар «Угла». Потом спектакль попал на фестиваль «Ремесло». А позже пришли новости, что текст вошел в шорт-листы конкурсов «Ремарка» и «Badenweiler». Как драматург я подавалась на лаборатории в Альметьевский театр, в СТД (ред. Союз театральных деятелей) на интенсив к Борису Павловичу (ред. российский театральный режиссёр и педагог), и на проект под названием «Театр Горожан». И везде прошла. Так что можно сказать и карантин у меня прошел плодотворно. Две из трех лабораторий окончились для меня новыми проектами, их созданием я и занята сейчас. Осенью планируем премьеры в Казани и Альметьевске. Плюс слежу за конкурсом «Любимовка». Нескромно, но очень надеюсь пройти и там. Я уже бывала на этом фестивале в 2018 году, потрясающее по энергетике и содержанию событие.
— Как тебя находят театры, которые ставят твои пьесы?
— Очень хорошо помогают конкурсы. Если ты без имени куда-то придешь, то на тебя не обратят внимания. Чтобы было имя, нужно выигрывать конкурсы, где-то блеснуть. Большинство театров государственные, и чтобы там поставить что-то современное, нужно целую очередь отстоять. То, что меня поставили в Казани, это заслуга текста «5 mm/h». Это первый мой репертуарный спектакль. Когда имя примелькается, люди сами готовы тебя находить.
— Как проходит постановка пьес?
— Современная драматургия строится так: первоначально проходит этап читок, он необходим автору - берется текст и читается, как есть. Драматург смотрит, как это звучит со сцены, понимает сильные или слабые стороны. Театр проверяет, нравится ли материал зрителям. Я драматург удобный, в моих пьесах всегда мало ремарок. Люблю прописывать шумы, создавать атмосферу. В пьесе «5 mm/h» мне повезло, со мной работали дотошные режиссеры, которые грамотно выстроили текст, свет, эмоции, запись. Зрителю все понравилось, и мы оставили пьесу в первоначальном варианте.
— Откуда ты черпаешь вдохновение?
— Зависит от темы. Когда пишешь изнутри, озвучиваешь свой вопрос, травму, переживание, то идет легко. Если работаешь извне на заказ, то часто тема не откликается и приходится копаться в ней и делать над собой усилие.
— Над чем работаешь прямо сейчас?
— У меня есть несколько проектов. Два текста еще весной написала и сейчас еще один. Многое готовится, но проекты еще не объявлены официально. Много работ у меня было с Пашей Поляковым (ред. — казанский актер и драматург). С ним писали сценарий к фильму, разрабатывали сериал. Из-за карантина чуть заморозилось все. Но знаю, что фильм уже на этапе озвучивания.
— Что можете порекомендовать нашим студентам, чтобы они смогли себя реализовать?
— Делать то, что нравится, не бояться жить, ведь в жизни столько всего интересного.
Беседовала Анна Денисюк
Фото из личного архива Дины Сафиной