Впервые войдя в сотню лучших вузов мира предметного рейтинга THE-2020 «Образование», российский вуз достиг позиции, свидетельствующей о признании эффективности образовательных программ и исследований в области педагогики, реализуемых в КФУ.
Один из трех основных центров по подготовке педагогов в России Казанский университет занял 94-ю строчку в рейтинге, в котором проанализирована ситуация с точки зрения эффективности образовательных программ, подготовки преподавательского состава и применения в образовательном процессе фундаментальных научных исследований.
По словам директора Института психологии и образования, руководителя стратегической академической единицы «Учитель XXI века» Айдара Калимуллина, попадание в сотню лучших вузов - системная и целенаправленная работа коллектива вуза в области педагогического образования, что позволило приобрести определенный авторитет среди российских и зарубежных коллег и тем самым стать заметным в ведущих зарубежных рейтингах THE и QS.
- Рост в предметном рейтинге THE «Образование» напрямую c выделением педагогического образования, наряду с медициной, нефтедобычей и астрофизикой, в одно из четырех приоритетных направлений развития КФУ.
Начиная с 2011 года, после присоединения к Казанскому университету двух педагогических университетов, в вузе начали строить собственную модель педагогического образования, которая выделяется более широкой вариативностью вхождения в учительскую профессию и фундаментальностью подготовки учителей-предметников. Ключевая особенность этой системы заключается в соединении преимуществ классического и педагогического университетов при подготовке учителей.
- Система педагогического образования в КФУ сегодня включает три модели подготовки учителей: традиционную (профильные факультеты, которые самостоятельно полностью готовят учителей той или иной области), распределенную (создание педагогических отделений и кафедр в структуре нескольких профильных институтов, способных организовать качественную предметную подготовку будущих учителей в своей области) и интегративную (бакалаврам классических направлений подготовки предоставляется возможность после первого или второго курса перейти на педагогические профили) модели подготовки учителей.
Импульс трансформации образования в КФУ дало участие университета в Проекте 5-100 по повышению международной конкурентоспособности российских учебных заведений на мировой арене.
- Феномен КФУ – участие вуза в Проекте «5-100», который позволяет каждому вузу-участнику проекта самому выявить свои сильные стороны и двигаться к цели своей дорогой.
Директор ИПО КФУ уверен, что рост в предметном рейтинге THE «Образование» определяется международной оценкой деятельности, в которой наряду с зарубежными экспертами принимают участие и российские ученые.
- Повышение качества образовательного процесса, разработки новых методик и технологий работы позволили повысить в международном пространстве значимость исследований актуальных образовательных проблем, которые ученые Казанского университета ведут в кооперации с различными научными направлениями вуза (медицина, право, психология, IT и другие).
Одним из показателей актуальности наших исследований стал живой интерес к участию ученых КФУ на самых авторитетных мировых конференциях по образованию – Всемирной, Европейской, Британской, Американской ассоциаций исследований в области образования. Благодаря докладам ученых вуза, научное сообщество имело возможность узнать о том, какие инновационные процессы в области образования осуществляются в России сегодня.
Как результат, научные исследования ученых университета в области образования публикуются в ведущих международных журналах по педагогике: особый резонанс имеют статьи в журналах первого и второго квартиля, подготовленные в коллаборации с учеными ведущих университетов мира.
На сегодняшний день в Институте психологии и образования проводятся десятки международных научных исследований с учеными ведущих стран мира: Оксфорда, Глазго, Мичигана, Аризоны, Португалии, Словении, Германии и многих других. Их сближает стремление ученых внести лепту в изучение общих образовательных проблем, стоящих перед мировым сообществом. В этом содружестве проявляется вклад ученых КФУ в решении актуальных проблем в области образования.
- Все исследования, а значит впоследствии и статьи в научных журналах завязаны на схожести проблем систем подготовки учителя в различных странах мира. Надеемся, что эти исследования в дальнейшем помогут разработать мультинациональные стандарты подготовки учителя, где будут отражены самые актуальные и самые важные требования к профессиональным качествам учителя.
Качество публикуемых материалов отразилось на росте цитирования работ ученых КФУ: по некоторым показателям они вплотную приблизились к уровню ведущих европейских университетов.
Айдар Калимуллин уверен, что предметные рейтинги более объективны, чем так называемые институциональные, где вуз оценивается достаточно широко: по количеству преподавателей, научных публикаций и другое.
К тому же абитуриенты с максимально высокими баллами ЕГЭ, выбирая вуз, смотрят именно предметные рейтинги, так как стремятся не просто получить «корочку», а стать профессионалами в конкретной области.
- Международные эксперты, ученые в области педагогического образования, посещавшие Казанский университет и познакомившиеся с нашими образовательными процессами, инфраструктурой, научными исследованиями, не раз характеризовали КФУ как один из мировых центров лидерства в области подготовки учителей. И мы рады, что эти частные признания обобщились в представленном рейтинге и вывели Казанский университет в сотню лучших вузов мира в предметной области «Образование».