6 ноября были опубликованы результаты предметного рейтинга Times Higher Education World University Ranking 2019/2020 (THE WUR by subject 2019/2020) по направлениям: «Бизнес и экономика», «Образование», «Право», «Социальные (общественные) науки». Казанский федеральный университет впервые вошел в топ-100 лучших университетов мира по направлению «Образование» и занял позицию 94 (годом ранее 101-125). Среди российских вузов КФУ сохранил лидирующую позицию и занял 1 место (среди вузов Проекта «5-100» университет также занял лидирующую позицию).
«Для нас особенно важен такой результат, поскольку именно в области подготовки учительских кадров КФУ больше всего критиковали. 94-я позиция в мировом рейтинге свидетельствует о том, что стратегия по развитию педагогического образования, определенная нами несколько лет назад, была правильной. Дальше нас ждет жесткая конкурентная борьба за сохранение и улучшение позиций», - подчеркнул ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Итоговый балл по направлению «Образование» составил 50,2 единиц (ранее 43,9-47,4). Заметное продвижение по данному направлению обеспечила положительная динамика практически по всем показателям рейтинга, при незначительной стагнации по показателю «Доход от производственной деятельности».
Наилучшие результаты КФУ достиг по показателю «Цитирование» (99,2 балла). По данному показателю КФУ занимает 2 строчку в мире. Существенный положительный вклад в рейтинговые позиции университета внес показатель «Преподавание», динамика по нему составила +6,2 балла. По данному показателю КФУ занимает 171-174 позицию среди мировых университетов.
Положительную динамику в рейтинге обеспечил также рост бальных значений по показателям «Исследования», «Международное взаимодействие» (+ 4,6 и +2,1 балла). По данным показателям КФУ расположился на 172-173 и 281 строчках в мире соответственно.
«94-я позиция в рейтинге – это показатель репутации системы педагогического образования КФУ не только в Татарстане и России, но и в мире. По сути, своим достижением мы демонстрируем прогресс в области развития педагогического образования России на международной арене. В течение 8 лет мы целенаправленно работали на этот результат. В 2013 году педагогическое образование стало одним из четырех приоритетных направлений развития КФУ как участника Проекта «5-100». Это редкий пример, когда университет, используя ресурсы для продвижения, сконцентрировался на решении социальных вопросов, на реализации своей социальной миссии. Я рад, что мы смогли оправдать доверие», - отметил директор Института психологии и образования КФУ Айдар Минимансурович Калимуллин.
В своем обращении к журналистам ректор КФУ также напомнил, что всего несколько лет назад вопрос о качестве подготовки учителей стоял очень остро – многие из них не могли сами сдать ЕГЭ, и было непонятно, каким образом в этом случае они должны готовить к экзаменам детей. В тот период в Казанском федеральном университете для решения этого вопроса раз и навсегда были предприняты организационные мероприятия: в структуре КФУ был создан базовый институт – Институт психологии и образования – который стал координировать всю работу в области подготовки учителей в вузе. Как итог, все решения по модернизации системы педагогического образования стали приниматься строго в соответствии с результатами глубоких профильных исследований – целью было создать систему образования, которая была бы способна адекватно отвечать на современные вызовы. И эта цель была достигнута.
«В Российской Федерации позиция Казанского федерального университета в рейтинге THE WUR by subject по направлению «Образование» является лучшей, она была лучшей и в прошлом году. При этом мы единственные в стране осуществляем подготовку учителей на всех уровнях – бакалавриата, магистратуры, аспирантуры. Кроме того, у нас сильная система переподготовки учительских кадров, причем мы ведем такую работу не только для педагогов из Татарстана, но и из любых других регионов России», - обозначил ректор КФУ Ильшат Рафкатович Гафуров.
Стоит также отметить, что на сегодняшний день среди российских вузов у КФУ самая разветвленная система образования. Помимо собственно высшего образования, университет реализует также среднюю ступень – на базе двух лицеев, а сейчас активно идет процесс работы по открытию в структуре вуза специализированного детского сада.
«Это будет не обычное дошкольное образовательное учреждение, а детский сад, сфокусированный на вопросах социализации детей с аутизмом. Мы специально беремся за сложные темы. Решение такого рода вопросов позволит отработать и механизмы социализации таких детей, провести серьезную научно-методическую работу. На свою инициативу мы нашли отклик у руководства республики, Президента Рустама Нургалиевича Минниханова. Это очень сложная проблема, и мы будем работать в кооперации со специалистами из других научно-образовательных центров. Мы здесь станем базовым центром по решению Министерства просвещения Российской Федерации», - добавил Ильшат Рафкатович.
В завершение отметим, что в 2019 году расширился список российских участников рейтинга (всего представлено 5 вузов, ранее – 3). В рейтинг 2019 года вошли также Санкт-Петербургский политехнический университет (301-400 место), Уральский федеральный университет (401+).
Московский государственный университет и Томский государственный университет в сравнении с 2018 годом продемонстрировали отрицательную динамику. В рейтинге 2019 года МГУ потерял 50 позиций и расположился на 201-250 строчке, ТГУ снизился на 100 позиций и занял строчку 401+.
Для справки: Всего предметный рейтинг THE WUR by subject 2019/2020 включает в себя оценку ВУЗов по 11 направлениям: «Бизнес и экономика», «Компьютерные науки (информатика)», «Здравоохранение и медицина», «Физические науки», «Науки о жизни», «Социальные (общественные) науки», «Искусство и гуманитарные науки», «Инженерные науки и технологии», «Образование», «Право», «Психология».
Методика предметных рейтингов предполагает использование тех же индикаторов, что и при формировании рейтинга мировых университетов ТНЕ WUR, сгруппированных в блоки: «Преподавание», «Исследования», «Цитирование», «Международное взаимодействие» и «Доход от производственной деятельности (инноваций)».