- 68 просмотров
В рамках проекта MOST прошел деловой ланч с Рустемом Садыковым – серийным предпринимателем, выпускником КФУ. О создании бизнеса, определении целей и управлении без начальников читайте в нашем материале.
О бизнесе и бороде
Я дважды выпускник КФУ. Сначала окончил нынешний Институт управления, экономики и финансов, потом – Институт психологии. Туда поступил, чтобы получить базовое образование после 3х летнего обучения в институте НЛП в Москве. Оба раза окончил университет с отличием.
Учиться или работать – зависит от обстоятельств. Когда я начал работать, то стал пропускать пары, опаздывать, думал, что практика важнее теории. Стремился работать, так как был из небогатой семьи, хотелось денег, жить в достатке.
Но я понимал, что учёба дает знания, а еще больше влияет на мышление.
До сих пор, когда я нанимаю бухгалтеров, финансовых директоров, мои знания позволяют говорить с ними "на одном языке". Базу дал мне университет. Поэтому, если вы учитесь на экономиста и хотите в будущем создать бизнес, то надо учиться. Но если ваше направление не связано с финансами, то особый упор на учебу делать не вижу смысла.
Первые деньги пришли очень рано. В 6-8 лет уже продавал ягоды на рынке. Наверное, уже тогда изучил какие-то азы взаимоотношений с людьми. По профессии первая работа была в студенческие годы. Нам сказали написать бизнес-план. Я увидел по телевизору передачу про одну консалтинговую компанию в сфере банкротства. Пришел к ним и сказал, что хочу написать для них бизнес-план. Моя работа понравилась, и они взяли меня в команду. Это и был мой первый шаг в бизнес.
Позже меня позвали в КМПО (Казанское моторостроительное производственное объединение, прим. авт.). Но мне там было скучно, и я откликнулся на объявление от «Нэфис Косметикс». Они искали экономистов с окладом 3000 руб. Студенты тогда получали максимальную стипендию 120 рублей, представляете, как много для меня это было. Но я смог договориться о должности маркетолога-аналитика с зарплатой 5 000 рублей, при том, что работал в свободное от учебы время. Эта была моя первая серьезная школа. Именно на этом заводе разработал систему расчета ёмкости потребления по регионам. После чего защитил на эту тему диплом.
Когда окончил институт, один банкир позвал меня в качестве коммерческого директора торговой компании. Через месяц я ее возглавил и проработал там два года. Мне пришлось отпустить бороду, потому что на тот момент мне было всего 22 года, а руководить приходилось взрослыми людьми. С бородой мне давали 30 лет, и никто не знал реальный возраст.
Через два года я подумал: «А почему бы мне не заняться своим делом?» Узнал о новой программе от Министерства финансов для поддержки малого бизнеса. По этой программе получил гарантию правительства, заложив свою машину и написав красивый бизнес- план. Банк выдал мне кредит в 1 миллион рублей. На эту сумму купил товар, арендовал склад и взял погрузчик в лизинг.
Так, в 24 года начался мой бизнес.
После открытия прошло время, мне стало скучно. Я нашел выход в создании нового бизнеса. Это был кризисный 2008 год, нужно было пользоваться моментом. Проанализировав разные сферы, я подумал, что туалетная бумага нужна будет всегда. Начали производить её из вторсырья, но была проблема с объемами, пока однажды не натолкнулся на двух женщин. Они сказали, что все неправильно и нужно менять. Они вывели производство на высокий уровень.
Потом появилась проблема с объемом продаж. Склады начали заполняться, а покупателей не было. Я уже ездил на солидной машине, а приходилось лично возить эту бумагу в пакете, чтобы никто не видел, и встречаться с клиентами. Так, познакомился с одной женщиной, которая поставляла разную продукцию, а сейчас является генеральным директором крупнейшей компании в сфере HoReCa (Общественное питание и гостиницы, – прим. авт.). Она спросила, можем ли мы изготавливать профбумагу, которую на тот момент все завозили из-за рубежа. Я сказал, что сможем. Взял образец, отвез на производство. Посидели мы с моими кулибинами, в итоге придумали, как делать. Это стало настоящим успехом для производства. Позже мы расширили линейку, сейчас у нас около 10 брендов бумаги, салфеток и т.д.
Самым сложным для меня оказался 2012 год. Мы купили и запустили большое производство и начали самостоятельно производить сырье, и в этот момент меня подвел партнер. Оказалось, что газ, который мы использовали на его базе, был проведен незаконно. Его отключили, и наше производство встало. Тогда я находился в больнице после операций. Когда вышел из реанимации, и мне все рассказали, я был в шоке. Это была самая большая неудача в бизнесе за всю жизнь. С повязками на лице я вышел к людям, все объяснил. Пришлось продать квартиру, чтобы выплатить зарплату. Убыток тогда составил 800 тысяч долларов. Я несколько лет отдавал эти деньги и на какое-то время успокоился.
Потом во Франции я познакомился с Аязом Шабутдиновым, основателем холдинга Like. Он зарядил меня своей харизмой, идеями. Я вернулся в Казань и открыл сразу 13 компаний. Несколько сразу выросли, часть закрылась. Но потом из-за моего излишнего доверия меня вновь подвел один из моих топ-менеджеров. Он обманул не только меня, но и многих клиентов и подрядчиков. В этот раз пережить банкротство было легче. Но строительную компанию пришлось закрыть. Зато наша логистическая компания стала расти и развиваться. Теперь у нас большие планы, стремимся выйти на международный уровень.
Сейчас в нашем холдинге пять компаний в таких сферах как строительство, HoReCa, логистика. Недавно появился бренд одежды. Это наш первый шаг в бизнесе B2C.
Как создать бизнес
Любое дело состоит из четырёх частей. Две из них отвечают за бизнес здесь и сейчас, остальные – за его развитие. Пока расскажу про первые две части, потому что без них вообще ничего будет. Это умение зарабатывать деньги и создавать систему. Зарабатывать деньги – значит создавать добавленную стоимость, привлекать деньги клиентов, создавать продукт, который нужен. Построить систему – значит делать так, чтобы деньги потом сами создавались, сформировать структуру, контролирующую финансы и взаимоотношения с регулирующими органами, договорные отношения и т.п. Нужно этому учиться, набираться опыта. Но открыть собственный бизнес можно только, если у вас есть важное качество – умение пойти на риск, потерять все и не жалеть.
Именно умение рисковать отличает предпринимателя от наемного, пусть даже крутого, специалиста.
Я хочу сразу приземлить тех, кто планирует открыть свое дело. Не бывает всегда все успешно. Если из 10 проектов хотя бы один выстрелит, это – успех. Если вы что-то начали, и у вас не получилось, не стоит отчаиваться. Это опыт, и нужно смотреть дальше. Главный совет – не кидайтесь чужими деньгами, иначе будет сложно.
Не верьте тем, кто говорит, что они ничего не делают, просто путешествуют, а в кармане у них платиновая карта. Это мечта любого бизнесмена, но такое бывает крайне редко.
Бизнес – только одна из сфер жизни. Если полностью ей отдаваться, отстанете в других. Надо заниматься спортом, развитием, своим счастьем, в конце концов. Ведь нужно успеть насладиться жизнью.
К тренингам вроде «Бизнес Молодость» отношусь скептически. Важно понимать, что люди, которые добиваются чего-то после таких тренингов, и без них бы всего добились. Я знаю людей, которые постоянно ходят на тренинги, но ничего не сделали. Тренинги как кофе с утра – вроде бодрит. Но не он дает результат, а старания самого человека. Некоторым хоть сколько наливай, толку не будет.
Про управление и холакратию
У меня сейчас пять партнеров. Секрет успешных отношений в том, чтобы брать инициативу на себя, решать проблемы другого, и если это будет исходить от обоих, то получается гармония.
Если партнер сразу ко мне обращается, то я, конечно, помогу. Но если делает все сам, я не вмешиваюсь в дела, даже если знаю, что понесем убытки, потому что нужно учиться на ошибках.
В работе с сотрудниками есть несколько подходов. Я недавно вернулся из США, там вообще все по-другому. Мы работаем в системе иерархии. Человек не может лично контролировать больше пяти-семи человек, поэтому снизу вверх выстраивается иерархия, которая доходит до руководства.
В США практически никто никого не контролирует, вертикальная структура часто отсутствует. Компания Zappos, в которой я побывал, известна на весь мир своей системой холакратии, то есть управления без начальников. Это крупнейшая компания, которую за миллиард долларов купил Amazon и не стал ничего менять. Там все сотрудники пишут друг на друга performance review, то есть рецензию. Старший сотрудник их собирает и потом приглашают на обсуждение. К примеру, если про кого-то написали, что он не работает, то у него спрашивают, не заболела ли мама, может надо отправить его на обучение и т.д. Они не допускают мысли о том, что человек может просто не работать. У них настолько изменилось мышление.
Холакратия возможна и в России, но внедрять нужно постепенно.
В Штатах есть интересная система, которая называется work-life balance. Компании создают такие условия труда, что жизнь становится работой, стираются границы. К примеру, предоставляются массажные кресла, бесплатная еда. Люди таким образом не теряют время на выезд из офиса, но при этом обеденное время у них не сокращают. Потому что люди сами перестали им пользоваться. Они просто могут быстро покушать за компьютером, и обед из часа превратился в перекус во время работы. Также в США мало используют свой отпуск, иначе они не добьются карьерных целей. У них заранее прописан кадровый рост на каждый год. Сотрудник видит, кем он может стать и что для этого нужно сделать.
У нас в компаниях пока такого нет. Но когда я вернулся, мы разработали несколько идей на базе Google. Будем их постепенно внедрять, потому что это – будущее. Чем быстрее внедрите, тем дальше от конкурентов уйдете.
О жизни
В жизни должна быть одна базовая цель, а другие – должны быть в рамках вектора ее достижения. При этом базовая цель нематериальна, деньги сами потом приходят. Жизненная цель идет изнутри. Чтобы определить, истинна ли она, нужно понять, в гармонии ли ваш разум и душа.
Когда твоя душа летает, а разум потирает в ладоши в предвкушении успеха – это и есть счастье.
Если есть какие-то сомнения, то можно воспользоваться упражнением из НЛП, которое я сам постоянно делаю на протяжении многих лет. Берете ежедневник и в конце каждого дня или следующим утром пишите, что положительного произошло с вами за день. Тезисно, вкратце, это не дневник. Фиксируете только позитивные моменты, связанные с достижением ваших целей и жизнью в целом. Что сделали за день, чего добились. Это держит на рельсах, дает понять, правильно ли вы движетесь. Также внизу листа нужно записать главную мысль дня и ценность дня. То есть, что произошло в вашей голове за день, и чем ценен этот день для вас. В конце недели вы из записанных вариантов выбираете самую главную мысль и ценность за эти семь дней. Потом также выбираете за месяц, а в итоге – за год. Таким образом, вы автоматически, объективно определяете самую крутую мысль в году и ценность. Потом вы смотрите на свою нынешнюю жизнь и сопоставляете с полученными выводами. К примеру, человек занимается бухгалтерией, а для него самым ценным оказывается забота о людях, а деньги вообще неинтересны. Он понимает, что занимается не тем, и меняет свою жизнь. Потому что именно из-за этого происходят противоречия, и люди ощущают дискомфорт каждый день.
Эта техника также помогает менять мышление. Я, например, критик по рождению, но над собой работаю и теперь автоматически всегда вижу позитив. А это возможности, осознание того, что мир полон ресурсов, и они для вас открыты.
Жизнь измеряется не количеством времени, а количеством полученного опыта.
Поэтому я постоянно куда-то стремлюсь, ищу новое.
Бывает, что текущие дела отнимают все время и энергию, и вы не можете двигаться дальше. Я советую четко выделять время на развитие и стратегию. Это нужно делать регулярно, хотя бы полдня в неделю. Я ухожу в какое-нибудь комфортное для меня место, сижу там долго, все прописываю и обдумываю.
Я не привязан к месту, мне нравится ездить по миру и жить в гостиницах.
Несколько книг, которые на меня повлияли:
- «Фокус языка», Роберт Дилтс. Сложная книга, но очень мощная.
- «Зеленый король», Поль-Лу Сулицер. Я не очень люблю романы, считаю тратой времени, но этот экономический роман мне понравился. Там очень развернуто рассказывается о характере главного героя, и волей-неволей какие-то его качества проецируешь на себя.
- «Деньги», Тони Робенсон. Специфичная книга, которая помогла мне на долгие годы сформировать финансовую стратегию. Она будет полезна для финансистов. Кстати, Тони скоро приезжает в Москву, я пойду на тренинг. Хочу оценить его с профессиональной точки зрения. Мне всегда интересны такие выдающиеся личности.