Создать некоммерческий проект, который будет помогать спасать жизни людей, не просто, но возможно. DonorSearch – это крупнейший проект о донорстве крови, который приобщает людей к её регулярной сдаче. О том, как удалось создать важное социальное сообщество, и как любовь к химии привела к статусу кандидата химических наук, рассказал выпускник 2009 года Химического института им. А.М. Бутлерова КФУ Руслан Шекуров.
– Руслан, когда ты решил заниматься химией и почему?
– В 8 классе у меня практически не было занятий по химии – в школе не могли найти учителя. После того, как в 9 классе моя семья переехала из Набережных Челнов в Казань, я начал жутко переживать, что не догоню своих сверстников по предмету. И поэтому у старшей сестры, которая поступала в медицинский, взял учебник «Химия для абитуриентов». Досконально изучил его и понял, что химия очень легкая – полюбил решать химические задачи, выступать на школьных олимпиадах. Тогда мне казалось, что знания по химии даются мне просто. Хотя сейчас я понимаю, что знать химию и быть химиком – это две разные сущности. Одно дело быть теоретиком, кто понимает как решать задачки, понимать статьи, и другое дело самому творить новые соединения, строить синтез, выделять и описывать продукты, публиковаться в высокорейтинговых жуналах.
– Ты сразу решил поступать в КФУ?
– Я ходил в малый университет химфака с 9 класса и знал, что в КФУ сильная химическая школа. Да и не хотел переезжать из Казани. Окончил университет и аспирантуру, а потом остался научным сотрудником.
– Чем занимался во время учебы?
– На химфаке была развита внеучебная жизнь. На первом курсе к нам пришли активисты-старшекурсники и предложили заниматься общественной жизнью. Я увлекся этим. У нас был сильный студенческий актив, с ребятами мы готовили дни первокурсника, Студвёсны. Когда старшие ребята ушли, мы уже продолжили их дело и начали вовлекать новых студентов. На старших курсах я даже занимал должность культорга на факультете. Потом наша команда активных химиков получила гран-при Студвесны, чего до этого никогда на химфаке не было. Вторая победа – личная. Номер, в котором я был автором и участником, прошел на гала-концерт городской Студвесны. Третья – когда праздновали 75-летие химфака, и у меня возникла мысль, что можно повесить баннер-поздравление на УНИКСе. Ребята в команде нашли спонсоров, чтобы это сделать. А я вместе с товарищем, с которым мы подрабатывали промышленным альпинизмом, с разрешения администрации установили его. Еще круто было, когда придумали повесить в лестничном пролете в старом здании химфака плакаты с коллажами из фото разных годов выпуска, с деканами факультета и т.д. Все было на общественных началах и нам казалось это очень классным.
С 3 курса я участвовал в республиканских мероприятиях и как организатор, и как участник. Тогда это было молодежное движение «Мы…», которое переросло в «Молодежный кадровый резерв». Уже в те времена на факультете проводили донорские акции, где я и столкнулся с тем вопросом, которым занимаюсь сейчас.
– Какие важные навыки ты приобрел за время обучения?
– Первый навык – выбирать. На первом курсе мой научный руководитель рассказал притчу про голодного ослика, который не мог выбрать между двумя стогами сена, остался голодным и умер. Это к тому, что я периодически жертвовал научной работой в пользу общественной и наоборот. В итоге выбрал общественное движение. Второй навык – коммуникация. Умение общаться, организовывать мероприятия, ставить как личные, так и командные задачи.
– Почему ты решил заниматься наукой?
– Все было очень просто. На пятом курсе ко мне подошел научный руководитель и сказал, что готов пригласить в свою лабораторию. Поскольку мне особо некуда было идти, и химию я очень любил, то подумал, почему бы и нет. И остался. Сейчас работаю по специальности младшим научным сотрудником в Институте органической и физической химии им. А.Е. Арбузова РАН в Казани.
– А твоя первая работа была по специальности?
– Да, после университета меня пригласили на позицию стажера-исследователя в университет. А если в целом, то в школьное время зарабатывал деньги разведением аквариумных рыбок. Летом на первом курсе работал разнорабочим на стройке домов на набережной.
«Не нужно делать из проекта крест, который несешь»
– Как тебе пришла идея создать сообщество доноров крови?
– В студенческие годы мы проводили донорские акции. Тогда люди искали доноров крови через рассылку смс-ок – это была актуальная проблема. Я не понимал, как все работает, но видел, что люди сталкиваются с трудностями. Когда пошел в аспирантуру, то оставил общественную жизнь занялся наукой. А в 2010 году во время бума социальных сетей у меня возникла мысль, что на базе «ВКонтакте» можно сорганизовать доноров. Медленно идея разрослась до круга определенных людей, которые стали помогать разрабатывать проект. Первоначально появилось приложение, потом сайт, а сейчас у нас международный домен сайта.
– В чем суть проекта?
– Мы поняли, что бесконечно можем заниматься поиском доноров крови и решать проблему постфактум, а важно, чтобы проблема не возникала вообще, чтобы нам не приходилось искать доноров, а люди сами хотели сдавать кровь регулярно. Эту проблему мы пока не решили полностью, но то, что мы делаем, приводит к донациям (сдача крови – Авт.), и значит, мы способствуем ее решению. Как и любая НКО, мы помогаем государственной службе крови. Мы не занимаемся кровью, а делаем так, чтобы человек узнал, что донорство это важно, что в этом он не одинок, а есть сообщество доноров. Я занимаюсь этим вопросом почти 10 лет и моя задача как руководителя проекта – эффективно распределять ресурсы, чтобы с минимальными временными, людскими и финансовыми затратами, проект и смежные активности смогли выдавать результат.
– Возникают ли у вас трудности?
– Не все получается хорошо. Главная проблема в том, что у нас неустойчивое финансирование. Сейчас деньги у нас в основном грантовые. Это опасно, потому что грант можно не выиграть на следующий год, и все будет плохо. А чем дольше мы живем и чем больше развиваемся, тем дороже стоит поддержание проекта, не говоря уже о развитии. Вторая проблема – коммуникация с государственными структурами. С одной стороны, мы помогаем службе крови, а с другой стороны, не очень чувствуем их поддержку. Значит у меня как у руководителя не получается донести ценность проекта до них. Третья проблема – это люди, исполнители. Тяжело найти на рынке людей, которые придут, чтобы хорошо выполнять свои задачи и при этом работать не только ради зарплаты, а потому что они разделяют твою миссию. Самое страшное, что приходят люди, позиционирующие себя как эксперты, а по сути это не так. Мало профессионалов, которые и умеют, и хотят делать. Поэтому команда растёт неспеша. И каждый, кто сейчас в проекте я знаю точно – потому что верят в проект и занимаются развитием в первую очередь ради идеи.
– Каких успехов удалось достигнуть?
– Мы накопили большой опыт в сфере донорства, у нас большие амбиции, задор, и мы идем на шаг впереди других в этой теме. Из-за того, что у нас мало ресурсов и много амбиций, мы выстреливаем с крутыми пиар-кампаниями за счет креатива. Совместно с ВК мы проводим промо-акции с охватом в несколько миллионов человек. Можем устроить, чтобы человек с МКС записал видео-приветствие. Мы только начали активно развиваться в течение последних 2-3 лет, стараемся сделать мультиплатформенную структуру, которая связана с ядром проекта, но выполняет свои задачи. Развиваем журнал о донорстве, бонусную программу, сервис мероприятий. Хотим, чтобы вклад каждого донора был оценен.
– Какие рекомендации можешь дать тем, кто тоже хочет создавать проекты на благо общества?
– Самое правильное – это брать идею и делать, каким бы абсурдным не был замысел. Другой момент – нужно помнить, что вам никто ничего не должен, и вы тоже. Если решили реализовать план, это ваше право и ответственность. Когда у вашей идеи есть ценность, то люди сами придут к вам. Не нужно делать из проекта крест, который несешь. Нормально что-то пробовать и если не получается, отпускать. Порой основатель проекта находится на грани между «лошадь сдохла – слезь» и «дорогу осилит идущий». Главное – пробовать. Даже самый неудачный опыт, это крутой вызов, чтобы понять свои сильные и сильные стороны - зоны роста. И если есть выбор валяться на диване и смотреть «youtube» или поделать что-то для проекта, который даже если вряд ли получится, то выбирайте второе, потому что мозг неизбежно натренируется на этом и научится чему-то новому.
Беседовала Анна Денисюк
Фото из личного архива Р. Шекурова